О развитии дара слова у детей
Сильно ошибается тот, кто не придает значения развитию дара слова у
детей, полагая: достаточно упражнять только их мыслительные
способности; сильная мысль всегда найдет себе без особого труда
словесное выражение. Положим, мысль — душа речи; но ведь и душа в хилом
и дряблом теле не может проявлять всех своих сил и способностей. Мысль,
воплощенная в слове, становится яснее, осязательнее для самого
мыслящего, и чем полнее и удачнее выльется в слово, тем она сильнее и
плодотворнее. Всякий пишущий мог испытать, как выраженная удачно мысль
побуждает к дальнейшей мыслительной работе, и как наоборот скоро
утомляется мыслительная способность, когда мысли не находят себе
подходящих выражений, путаются и вязнут в словах.
Обучение родному языку в школе пережило в России разные времена. В
начале шестидесятых все у нас как-то встрепенулось, пытаясь совлечь с
себя ветхие одежды; тогда, по меткому выражению одного писателя, всякая
птица в своем гнезде производила реформы. Пытались произвести в
алфавите упрощения и сокращения, подобные тем, какие совершались в то
время в различных департаментах — но не преуспели. Впрочем, презрение к
учебникам грамматики отчасти оправдывалось тем, что они напоминали
ботанические гербарии, не выясняли законов и особенностей языка и
брались в то же время научить правильно говорить и писать. Зато сейчас,
принарядившись в более модный костюм, грамматика все больше входит в
силу. Дошло до того, что для многих обучение русскому языку — это
обучение русской грамматике. Такую тиранию грамматики, особенно в
младших классах, считаем мы положительно вредной.
Приглядитесь к шести-семилетнему ребенку, прислушайтесь к его речи,
и вы заметите, что он почти совсем не ошибается в склонениях и
спряжениях, в управлении и согласовании слов — вообще не чувствует
особого затруднения в употреблении грамматических форм; но зато
увидите, что ребенок часто затрудняется выразить мысль свою потому, что
запас слов у него еще очень мал и он не может в нем найти подходящее к
мысли выражение. Случается, что ребенок путается в словах, употребляет
их не там, где следует, потому что еще не ясно для него значение их.
Вот почему мать, воспитательница, учитель, если хотят развивать дар
слова в детях, должны: обогащать запас слов их новыми словами и
выяснять значение слов, чтоб с ними связывалось определенное содержание
в сознании детей. Не нарисовать даже и талантливому художнику
роскошного пейзажа, если нет в его распоряжении богатого запаса красок,
или и есть, да нет уменья пользоваться ими. Итак, если хотите развивать
в детях дар слова, увеличивайте у них запас слов и выражений, научите
пользоваться ими, подобно тому, как учитель живописи учит своего
ученика пользоваться красками. Ребенок, например, очень хорошо понимает
слова плакать и смеяться. Но вот наставница или мать ознакомила его со
словами рыдать, голосить, улыбаться, усмехаться, хохотать. Теперь он
без особого труда живо, полно, метко выражает те представления, которые
раньше причинили ему столько неприятных хлопот. В детской речи часто
встречаются неточные и неловкие выражения: воробей поет (щебечет),
лошадь кричит (ржет). Не поправлять детей при этом значит содействовать
той неряшливости и безцветности, которые так часто замечаются в
юношеской речи...
В интересах мыслительной способности детей необходимо обращать на
развитие у них дара слова самое серьезное внимание как дома, так и в
школе.
Что такое хорошая речь? Это ясная мысль, правильная и чистая
словесная форма и полное совпадение ее с мыслью. Без этого совпадения
речь будет представлять или пустозвонство, если тощая мысль облекается
в богатую словесную форму, или будет темна, непонятна, если говорящий
слишком скуп на слова.
Лучшим средством для развития у детей дара слова считаем
объяснительное чтение образцовых по языку произведений и пересказ их
детьми. Учитель не должен заниматься только анатомией речи —
грамматикой. Что же взять за образец? Современные хрестоматии
(например, Детский мир Ушинского), стараясь действовать на формальную
сторону ума, на логику, обрушивая на детские головы различные полезные
сведения из научных произведений, мало, однако, годятся для этой цели.
Безцветный отвлеченный язык, искусственное наивничанье, подделка под
детскую речь... А ведь слово есть поэтическое произведение и в
поэтической речи оно живет, как рыба в воде. Вот почему невольно
останавливаешься мысленно на народной сказке.
Скажите ребенку, что сказка представляет небывальщину, что сам народ
смотрит на сказку, как на шутку, — это не повредит сильно обаянию;
сказка будет производить впечатление до тех пор, пока ум его не
достигнет известной степени зрелости. Но и тогда сказка не сделается
для него противною, смешною, пошлою, как нравоучительные детские
книжки; он уже, как взрослый, станет более ценить поэтическую сторону
сказки, меткость выражений... Конечно, неуместно читать детям сказки,
где есть что-либо пугающее, какие-либо страшные образы, где фальшиво
представлены житейские отношения. Но обычно в наших народных сказках
преобладает трезвый взгляд на вещи и нравственное чутье. Дорого для нас
в ней быстрое движение рассказа, безпрерывная смена представлений.
Особенно же дорог для нас язык сказки — простой, живой, образный,
бойкий, могучий — язык, к которому чутко прислушивался наш Пушкин и от
знания которого он только и мог стать Пушкиным...
Дайте же детям хоть немного подышать чистой поэзией, доступной для
них; не душите их только статейками, нарочно и хитроумно придуманными
разными составителями хрестоматий для растягивания во все стороны
мыслительной способности детей. Дайте и им пожить хоть немного тою
жизнью, какою жил и живет народ, полепетать той речью, которая создана
людом, не учившимся в школе ни спряжениям, ни склонениям. Пусть дети, а
потом и юношество побудут побольше в чарующем мире поэзии, и вы
увидите, что у них тогда найдется, о чем говорить, и заговорят они
живым словом...
В. Сиповский
Женское образование, 1876
|