Настоящее гонение на язык Церкви из-за подлого стыда перед Западом
И. С. Аксаков
Можно ли не краснея подумать, что в православной России, которой
бытие неразрывно связано с православной Церковью, было воздвигнуто
настоящее гонение на язык Церкви, на язык священных книг православного
богослужения, на язык и грамоту святых славянских первоучителей Кирилла
и Мефодия? И все это — во имя прогресса и цивилизации, из фальшивого
подлого стыда пред просвещенным Западом за церковную окраску нашего
первоначального народного образования, из какой-то ненависти к
национальной самобытности, над которой и теперь наши либеральные глупцы
не перестают издеваться! Можно ли поверить, что и в настоящую минуту во
всех солдатских полковых школах церковно-славянская грамота изгнана,
так что солдаты, к крайнему своему горю, лишены возможности читать
богослужебные книги, и таким образом, самим начальством разобщаются с
Церковью?
Пора, думается нам, вернуться к старинному порядку обучения детей
грамоте по Часослову и Псалтири, откинув в сторону педагогическое
колобродство барона Корфа и всей однородной с ним плеяды наших
"знаменитых" педагогов с патентованными от министерства учебными
руководствами, с их мушками, букашками, таракашками и попрыгуньей
стрекозой, с их пресловутыми побасенками, сказками и песнями, с их
зло-осмеятельным разъяснением, что у лошади четыре ноги, а человек есть
животное двуногое и безперое и с их, наконец, странною наукою "о
качествах души — как бы вы думали у кого? — у свиней, лягушек и
пиявок".*
Знание церковно-славянской грамоты и вполне свободное уменье толково
читать и понимать церковно-богослужебные книги — должно быть раз
навсегда объявлено безусловно обязательным для всех школ, низших,
средних и высших, мужских и женских (разумеется, для учеников
православного исповедания). Поступая иначе, правительство разобщает
народ с Церковью, заграждает ему пути ко спасению, само выдергивает
из-под него основы народной нравственности!
* Мы с негодованием отвергаем это недостойное учение о человеке; но
с глубокой верой приемлем то высокое и истинное учение о достоинстве и
значении малым чим от ангел умаленного, славою и честию венчанного
человека, которое преподает нам наша святая вера, наша православная
Церковь и наши богомудрые отцы Церкви. То ли собственно человек, что из
земли берется и в землю возвращается! — любомудрствует святитель
Филарет, митрополит Московский. — Не есть ли сие только одежда твоя,
или, если угодно, темница твоя? А ты сам, истинный человек, ты —
дыхание жизни, происшедшее из уст самого Бога.
|