МЫСЛИ ПРОСТОГО РУССКОГО НАРОДА
о том,
КАКОЕ ЕМУ НУЖНО УЧЕНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Народ и язык неразделимы, как тело и душа
Историк-бытописатель наш, преподобный Нестор летописец, свидетель
успехов и упрочения христианского кирилло-мефодиевского просвещения на
Руси, первый, тысячу лет тому назад, русской православной душою оценил
значение и величие подвига святых первоучителей славян и сказал о них
первое величавое славяно-русское слово. Мысль преподобного Нестора, его
взгляд на славянское и православное дело — просвещение — взгляд всей
древней Руси, Послушайте...
Бе единъ языкъ Словенескъ...
Восхвалят Бога вси языцы; вси възглаголютъ языки величья Божья; да аще
кто хулит Словенскую грамоту, да будет отлучен от церкве; ти бо суть
волци, а не овца...
А Словенескъ языкъ и Русский единъ...
Славяне, при всех разветвлениях по племенам, при всей разбросанности
исторического и географического положения — единый народ, духовно и
физически связанный единством языка: единъ языкъ словенескъ, словенескъ
языкъ и русский — единъ. У летописца нет даже слов народ, племя, а —
язык: народ и язык для него нераздельно слитые, неотделимые, как тело и
душа. Да и как иначе? Возможно ли, чтоб для мысли отдельного человека,
как и целого народа, для его духовного роста и воспитания слово было
чем-то случайным, лишь средством передачи духовного содержания во
внешней материальной (звуковой) форме? Конечно, нет, ответят
современные филологи и психологи. Для каждого человека в процессе
усвоения им языка, на котором говорят его отец и мать, всякое принятое
и усвоенное слово есть не только доля того духовного наследия, которое
он от них приемлет, но и нечто установляющее и определяющее склад его
душевной жизни, характер и направление ее, влияющее даже на природные
его способности, их силу и интенсивность. Не просто запоминанием
звуковых сочетаний (образующих слова), а путем медленной и сложной
работы мысли над тем, что выражается словом — сравнений, сопоставлений,
отвлечений — мы научаемся говорить. Ребенок, прежде чем звуки па-па,
ма-ма в состоянии отнести к определенным лицам, переживает длинный, но
сложный процесс душевного развития, когда, наконец, у него сформируется
понятие и звуки эти неразрывно сольются с ним. Родное слово в полном
значении — все духовное состояние человека, от которого и сам он
неотделим: таков закон природы, одинаково применимый к немцу, французу,
кому угодно. Без своего языка народ немыслим, как целая
исторически-самостоятельная величина; отказавшись от своего языка,
перестает быть самим собою. Равным образом, народ до тех пор остается
единым, пока у всех один язык, пока народ и язык — едино...
Без грамоты тьма непроглядная, с нею — свет. Самая вера Христова без
грамоты не может укрепиться и возрастать в народе во всем ее величии,
чистоте и полноте. Так смотрели на свое дело и первоучители славян:
Проповедовать устно Христову веру, не открыв народу доступ, путем
грамотности, к источникам вероучения — все равно, что писать на песке.
И вот вместе с проповедью Евангелия они дают славянам и само
Евангелие, и прочие книги и возвещают им: Услышьте славяне все Слово,
которое от Бога пришло, Слово, которое кормит души человеческие, Слово,
которое крепит сердца и умы... Душа не имеет жизни, если словес Божиих
не слышит. Отверзите прилежно уму двери, оружие приимите твердое. В
буквах мудрость Христова является, которая души ваши укрепит. На чужом
языке слышите слово, как голос медной трубы звенящее. Без света нет
радости оку видеть творение Божье; так и всякой душе безсловесной, не
ведящей Божьего закона... Душа безбуквенная мертвая является в
человеке...
Итак, родные славянские звуки раздались в храме, Слово Божие и
учение веры стали достоянием нового языка-народа. И отверзлись очи
слепым... В глубоком сознании величия этого дела, совершенного святыми
братьями для славян, летописец наш не может удержать благодарных чувств
глубокого благоговения: ради быша Словени, яко слышаша величья Божья
своимъ язы-комъ. Радость, духовное торжество славян — торжество его
родной земли, освещенного сиянием света, возженного святыми солунскими
братьями...
А. Пономарев, профессор Странник, 1860-гг
|