Рождение слова младенца
Его устами действительно глаголет истина
Душа не имеет жизни, если словес Божиих не слышит, — возглашают
святые равноапостолы наши, первоучители словенские Кирилл и Мефодий.
Во второй половине двадцатого века наука, образно говоря,
прикоснулась скальпелем своего ума к телу новорожденного и услышала:
устами младенца глаголет истина.
Проводились исследования детской психологии на основе сложных
психолингвистических опытов с новорожденными и детьми до четырех-пяти
лет. Оказалось, что поведение младенца среди взрослых — движения
ручками, мимика, эмоции и звуки — это осмысленная речь для начала
диалога с окружающими. Осознающей себя личности еще нет, а общение уже
ведется. Многолетними экспериментами у нас и за рубежом была обнаружена
поразительная изобретательность в выборе жестов, средств и образов для
выражения своих желаний и чувств, легкость в усвоении детьми
грамматических форм, причем любого языка, в какой бы языковой среде они
не оказались. Вдумаемся, ведь в таком возрасте их даже учить еще
невозможно. Откуда же в малых детях берется универсальный золотой
ключик, которым они открывают тайны праязыка, слововоплощения, удивляя
своим речевым творчеством ученых мужей, родителей, да и всех взрослых.
В недрах нашей природы был обнаружен живой источник слова от Источника.
Всеми светилами психолингвистики и детской психологии было единодушно
признано, что ребенок является самобытным творцом языковых форм и
гением слова.
Однако это давно было известно Св. Матери Церкви и ее святым. В
середине прошлого века апостол младенцев и младенчествующих в вере
святитель Иннокентий, митрополит Московский, учил: Нужно ли преподавать
русскую грамматику в училищах наших? Конечно, нужно, но только не так и
не тогда, когда она преподается у нас ныне. Для чего мучить детей над
изучением всех правил и исключений о родах, падежах, временах и прочее,
когда каждый из детей наших, даже малых, не ошибается ни в том, ни в
другом?
Вочеловечившись, Господь соделал и подготовил наше естество к
принятию слова. Вначале оно является в мiр оглашенным, ветхим, а после
Крещения преображается Духом Святым и становится новым. И отныне не
человек живет, но духовное слово в нем.
И как в семени заложен проект большого древа, так в слове младенца —
язык родной, подобно тому как в безконечно малом есть черты безконечно
великого.
Современная мифологема науки о Большом Взрыве сверхсжатой точки —
рождении и разбегании вселенной — имеет свою повседневную реальность:
рождение живого слова младенца и взрыв, и распаковка его в родной язык.
Потом Слово чрез язык верный будет воспитывать, вразумлять и вести
из яслей до гроба... чтоб вернуть каждого домой — к Отцу Создателю.
|