|
Поэзия в дореволюционной орфографии. Достоевский |
|
|
НА ЕВРОПЕЙСКIЯ СОБЫТIЯ ВЪ 1854 ГОДУ.
Съ чего взялась всесвѣтная бѣда? Кто виноватъ, кто первый начинаетъ? Народъ вы умный, всякой это знаетъ, Да славушка пошла объ васъ худа! Ужъ лучше бы въ покоѣ дома жить, Да справиться съ домашними дѣлами! Вѣдь, кажется, намъ нечего дѣлить, И мѣста много всѣмъ подъ небесами. Ктомужъ и то, коль все ужъ поминать: Смѣшно Французомъ Русскаго пугать!
Знакома Русь со всякою бѣдой! Случалось ей, что не бывало съ вами. Давилъ ее Татаринъ подъ пятой, А очутился онъ же подъ ногами. Но далеко она съ тѣхъ поръ ушла! Не въ мѣрку ей стать въ ровень даже съ вами; Заморскій ростъ она переросла, Тянуться ль вамъ въ одно съ богатырями! Попробуйте на насъ теперь взглянуть, Коль не боитесь голову свихнуть!
Страдала Русь въ бояхъ междоусобныхъ. По каплѣ кровью чуть не изошла, Томясь въ борьбѣ своихъ единокровныхъ; Но живуча Святая Русь была! Умнѣе вы, - зато вамъ книги въ руки! Правѣе вы, - то знаетъ ваша честь! Но знайте же, что и въ послѣдней мукѣ, Намъ будетъ чѣмъ страданье перенесть! Прошедшее стоитъ отвѣтомъ вамъ И вашъ союзъ давно не страшенъ намъ!
Спасемся мы въ годину наважденій. Спасутъ насъ крестъ, святыня, вѣра, тронъ! У насъ въ душѣ сложился сей законъ, Какъ знаменье побѣдъ и избавленій! Мы вѣры нашей, спроста, не теряли, (Какъ былъ какой-то западный народъ); Мы вѣрою изъ мертвыхъ воскресали, И вѣрою живетъ Славянскій родъ. Мы вѣруемъ, что Богъ надъ нами можетъ, Что Русь жива и умереть не можетъ!
Писали вы, что началъ ссору Русский; Что какъ-то мы ведемъ себя не такъ; Что честью мы не дорожимъ Французской; Что стыдно вамъ за вашъ союзный флагъ; Что жаль вамъ очень Порты златорогой, Что хочется завоеваній намъ, Что то, да се… Отвѣтъ вамъ дали строгой, Какъ школьникамъ, крикливымъ шалунамъ, Не нравится, - на то пеняйте сами, Не шапку же ломать намъ передъ вами!
Не вамъ судьбы Россіи разбирать! Не ясны вамъ ея предназначенья! Востокъ ея! къ ней руки простирать Не устаютъ мильоны поколѣній. И властвуя надъ Азіей глубокой, Она всему младую жизнь даетъ, И возрожденье древняго Востока, (Такъ Богъ велѣлъ!) Россіей нарастаетъ. То вновѣ Русь, то подданство Царя, Грядущаго роскошная заря!
Не опіумъ, разтлившій поколѣнье, Что варварствомъ зовемъ мы безъ прикрасъ, Народы ваши двинетъ къ возрожденью И вознесетъ униженныхъ до васъ! То Альбіонъ, съ насиліемъ безумнымъ, - (Миссіонеръ Христовыхъ кроткихъ братствъ!) - Разлилъ недугъ въ народѣ полуумномъ, Въ мерзительномъ алканіи богатствъ! Иль не для васъ всходилъ на крестъ Господь, И далъ на смерть Свою святую плоть?
Смотрите всѣ, - Онъ распятъ и понынѣ, И вновь течетъ Его святая кровь! Но гдѣ же жидъ, Христа распявшій нынѣ, Продавшій вновь Предвѣчную Любовь? Вновь язвенъ Онъ, вновь принялъ скорбь и муки, Вновь плачутъ очи тяжкою слезой, Вновь распростерты Божескія руки И тмится небо страшною грозой! То муки братій намъ единовѣрныхъ, И стонъ церквей въ гоненьяхъ безпримѣрныхъ!
Онъ тѣломъ Божьимъ ихъ велѣлъ назвать, Онъ самъ, Глава всей вѣры православной! Съ невѣрными на Церковь воевать, То подвигъ темный, грѣшный и безславный! Христіанинъ за Турка на Христа! Христіанинъ, - защитникъ Магомета! Позоръ на васъ, отступники Креста, Гасители Божественнаго Свѣта! Но съ нами Богъ! ура! нашъ подвигъ святъ, И за Христа кто жизнь отдать не радъ!
Мечъ Гедеоновъ въ помощь угнетеннымъ, И въ Израили сильный Судія! То Царь, Тобой, Всевышній, сохраненный, Помазанникъ десницы Твоея! Гдѣ два иль три для Господа готовы, Господь межъ нихъ, какъ Самъ намъ обѣщалъ. Насъ милліоны ждутъ Царева слова, И наконецъ Твой часъ, Господь, насталъ! Звучитъ труба, шумитъ орелъ двуглавый, И на Царьградъ несется величаво!
|
|
|