Настоящее гонение на язык Церкви из-за подлого стыда перед Западом
И. С. Аксаков
Можно ли не краснея подумать, что в православной России, которой бытие неразрывно связано с православной Церковью, было воздвигнуто настоящее гонение на язык Церкви, на язык священных книг православного богослужения, на язык и грамоту святых славянских первоучителей Кирилла и Мефодия? И все это — во имя прогресса и цивилизации, из фальшивого подлого стыда пред просвещенным Западом за церковную окраску нашего первоначального народного образования, из какой-то ненависти к национальной самобытности, над которой и теперь наши либеральные глупцы не перестают издеваться! Можно ли поверить, что и в настоящую минуту во всех солдатских полковых школах церковно-славянская грамота изгнана, так что солдаты, к крайнему своему горю, лишены возможности читать богослужебные книги, и таким образом, самим начальством разобщаются с Церковью?
Пора, думается нам, вернуться к старинному порядку обучения детей грамоте по Часослову и Псалтири, откинув в сторону педагогическое колобродство барона Корфа и всей однородной с ним плеяды наших "знаменитых" педагогов с патентованными от министерства учебными руководствами, с их мушками, букашками, таракашками и попрыгуньей стрекозой, с их пресловутыми побасенками, сказками и песнями, с их зло-осмеятельным разъяснением, что у лошади четыре ноги, а человек есть животное двуногое и безперое и с их, наконец, странною наукою "о качествах души — как бы вы думали у кого? — у свиней, лягушек и пиявок".*
Знание церковно-славянской грамоты и вполне свободное уменье толково читать и понимать церковно-бо-гослужебные книги — должно быть раз навсегда объявлено безусловно обязательным для всех школ, низших, средних и высших, мужских и женских (разумеется, для учеников православного исповедания). Поступая иначе, правительство разобщает народ с Церковью, заграждает ему пути ко спасению, само выдергивает из-под него основы народной нравственности!
* Мы с негодованием отвергаем это недостойное учение о человеке; но с глубокой верой приемлем то высокое и истинное учение о достоинстве и значении малым чим от ангел умаленного, славою и честию венчанного человека, которое преподает нам наша святая вера, наша православная Церковь и наши богомудрые отцы Церкви. То ли собственно человек, что из земли берется и в землю возвращается! — любомудрствует святитель Филарет, митрополит Московский. — Не есть ли сие только одежда твоя, или, если угодно, темница твоя? А ты сам, истинный человек, ты — дыхание жизни, происшедшее из уст самого Бога.
|