МЫСЛИ ПРОСТОГО РУССКОГО НАРОДА
о том,
КАКОЕ ЕМУ НУЖНО УЧЕНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Народ и язык неразделимы, как тело и душа
Историк-бытописатель наш, преподобный Нестор летописец, свидетель успехов и упрочения христианского кирилло-мефодиевского просвещения на Руси, первый, тысячу лет тому назад, русской православной душою оценил значение и величие подвига святых первоучителей славян и сказал о них первое величавое славяно-русское слово. Мысль преподобного Нестора, его взгляд на славянское и православное дело — просвещение — взгляд всей древней Руси, Послушайте...
Бе единъ языкъ Словенескъ...
Восхвалят Бога вси языцы; вси възглаголютъ языки величья Божья; да аще кто хулит Словенскую грамоту, да будет отлучен от церкве; ти бо суть во-лци, а не овца...
А Словенескъ языкъ и Русский единъ...
Славяне, при всех разветвлениях по племенам, при всей разбросанности исторического и географического положения — единый народ, духовно и физически связанный единством языка: единъ языкъ словенескъ, словенескъ языкъ и русский — единъ. У летописца нет даже слов народ, племя, а — язык: народ и язык для него нераздельно слитые, неотделимые, как тело и душа. Да и как иначе? Возможно ли, чтоб для мысли отдельного человека, как и целого народа, для его духовного роста и воспитания слово было чем-то случайным, лишь средством передачи духовного содержания во внешней материальной (звуковой) форме? Конечно, нет, ответят современные филологи и психологи. Для каждого человека в процессе усвоения им языка, на котором говорят его отец и мать, всякое принятое и усвоенное слово есть не только доля того духовного наследия, которое он от них приемлет, но и нечто установляющее и определяющее склад его душевной жизни, характер и направление ее, влияющее даже на природные его способности, их силу и интенсивность. Не просто запоминанием звуковых сочетаний (образующих слова), а путем медленной и сложной работы мысли над тем, что выражается словом — сравнений, сопоставлений, отвлечений — мы научаемся говорить. Ребенок, прежде чем звуки па-па, ма-ма в состоянии отнести к определенным лицам, переживает длинный, но сложный процесс душевного развития, когда, наконец, у него сформируется понятие и звуки эти неразрывно сольются с ним. Родное слово в полном значении — все духовное состояние человека, от которого и сам он неотделим: таков закон природы, одинаково применимый к немцу, французу, кому угодно. Без своего языка народ немыслим, как целая исторически-самостоятельная величина; отказавшись от своего языка, перестает быть самим собою. Равным образом, народ до тех пор остается единым, пока у всех один язык, пока народ и язык — едино...
Без грамоты тьма непроглядная, с нею — свет. Самая вера Христова без грамоты не может укрепиться и возрастать в народе во всем ее величии, чистоте и полноте. Так смотрели на свое дело и первоучители славян: Проповедовать устно Христову веру, не открыв народу доступ, путем грамотности, к источникам вероучения — все равно, что писать на песке.
И вот вместе с проповедью Евангелия они дают славянам и само Евангелие, и прочие книги и возвещают им: Услышьте славяне все Слово, которое от Бога пришло, Слово, которое кормит души человеческие, Слово, которое крепит сердца и умы... Душа не имеет жизни, если словес Божиих не слышит. Отверзите прилежно уму двери, оружие приимите твердое. В буквах мудрость Христова является, которая души ваши укрепит. На чужом языке слышите слово, как голос медной трубы звенящее. Без света нет радости оку видеть творение Божье; так и всякой душе безсловесной, не ведящей Божьего закона... Душа безбуквенная мертвая является в человеке...
Итак, родные славянские звуки раздались в храме, Слово Божие и учение веры стали достоянием нового языка-народа. И отверзлись очи слепым... В глубоком сознании величия этого дела, совершенного святыми братьями для славян, летописец наш не может удержать благодарных чувств глубокого благоговения: ради быша Словени, яко слышаша величья Божья своимъ язы-комъ. Радость, духовное торжество славян — торжество его родной земли, освещенного сиянием света, возженного святыми солунскими братьями...
А. Пономарев, профессор Странник, 1860-гг
|