Предисловие
Предлагаемая книга - задушевный разговор автора о духовных истоках
и исторических судьбах русского литературного языка, народа и отечества
нашего. Автор глубоко убежден, что тысячелетний духовный опыт народа
нашего не может оставаться втуне, он как бы вдруг ярко является в
годину тяжких испытаний и выводит на путь спасения... Эти мысли автор
высказывает с начала 90-х годов на различных конференциях, таких, как
"Международные образовательные чтения"... Книга эта и является
сборником докладов и выступлений, объединенных общей идеей
необходимости возрождения духовного отношения к слову, необходимости
восстановления преподавания церковнославянского нашим детям ... и не
только детям. Внимательный читатель встретит некоторые повторения
отдельных положений и фактов в различных главах книги. Это обусловлено
как характером сборника статей - докладов, так и стремлением к
наибольшей убедительности, стройности изложения отдельной главы.
В первой главе вскрывается тесная взаимосвязь специфики великого,
могучего, правдивого и свободного русского литературного языка и
русского народного характера. Да, это русский литературный язык как
непосредственное без перерыва традиций продолжение языка
церковнославянского, созданного св. равноапостольными Кириллом и
Мефодием, воплотившими Слово Божие в славянский глагол. Да, это он,
народ святорусский, воспринял, отстоял от ереси латинствующих и
Крестоносцев, сохранил и преумножил богатство и величие родного языка в
условиях "просвещенного гуманизма", научного атеизма и "расцерковления"
языка и народа.
Да, это язык церковнославянский, сеявший Слово Божие в русскую душу,
учил русского человека быть верным - без лести, мужественным - без
жестокости, щедрым - без расточительности, стойким - без фанатизма,
сильным - без гордости, милосердным - без тщеславия, ревностным - без
гнева и злобы.
Здесь убедительно доказано, что для русского человека, регулярно
посещающего свой православный храм, внимая церковному Богослужению на
церковнославянском языке, этот язык даже с точки зрения современной
науки является родным, возвышенной формой русского литературного языка.
Процесс овладения родным языком теснейшим образом связан с процессом
усвоения норм речевого поведения, морально-этических принципов своей
семьи, своей социально-этнической группы, своего народа. Усваивая
родной язык, ребенок овладевает результатами жизненного опыта многих
поколений, делает своим духовным богатством культурно-исторические
традиции коллективной личности своего народа.
Нарушение культурного преемства с неизбежностью приводит к
тотальному экологическому кризису народа и государства. Насильственный
процесс "расцерковления", начатый в первой четверти XX века, привел к
"раскультуриванию" нашего народа. На фундамент нашего языка, нашей
школы, народного образования, духовной культуры и литературного языка,
на язык церковнославянский был наложен строгий запрет. Во II главе
рассматривается взаимосвязь различных сторон тотального экологического
кризиса.
Велико значение Слова Божия в созидании "русской загадочной души" и
величайшего государства. Об этом детально . говорится в III главе
"Блаженны слышащие Слово Божие", здесь впервые предложено создать
"Общество ревнителей церковнославянского языка".
Следующая IV глава посвящена духовным истокам русского литературного
языка. Любой литературно-книжный язык, как правило, выступает в трех
ипостасях: тексты, активные носители и школа. Собор активных носителей
заботится о хранении, передаче и расширенном воспроизводстве текстов
данного языка. Школа занимается воспроизводством активных носителей. У
истоков русского литературного языка лежат священные тексты. Это
переведенные свв. Мефодием и Кириллом на славянский язык с греческого
Евангелие, Апостол, Псалтирь, Часослов и избранные службы церковные.
Если другие языки (греческий, латынь и др.) были лишь приспособлены для
Богослужения, то церковнославянский язык был специально создан для
служения Богу.
Святые равноапостольные братья создали церковнославянский язык во
всех его трех ипостасях. Это они в Великой Моравии создали первые
славянские школы, где готовились священники и наставники, "списатели" и
писатели, т.е. собор активных носителей церковнославянского языка.
У истоков русской Православной церкви и государственности, духовной
культуры, образованности и литературы видим Крещение Руси 988 г. Тогда
же равноапостоьный Владимир создал первую русскую школу, рассадник
русской образованности. Одним из первых выпускников этой школы был
Иларион. Первое древнерусское литературное произведение "Слово о Законе
и Благодати" Илариона предназначалось для произнесения в храме св.
Софии Киева и древние фрески, украсившие храм, являются иллюстрацией к
"Слову". Русская классическая литература продолжала нести святодуховные
традиции, восходящие к равноапостольным Владимиру, Кириллу и Мефодию...
Глава V содержит похвалу Кириллу и Мефодию, краткий рассказ о
богодуховном подвиге учителей славянских. Здесь автор подводит читателя
к мысли о необходимости восстановления преподавания церковнославянского
языка в школе. Главы VI и VII посвящены концепции преподавания
церковнославянского языка в русской школе. К ним примыкает заметка о
преподавании древних языков (глава VIII).
В X главе обсуждается роль школы в жизни народа, её основная задача
- расширенное воспроизводство активных носителей литературного языка,
т.е. задача прежде всего языковая, филологическая. Необходима
современная научно обоснованная концепция преподавания русского,
церковнославянского яыка и целостная концепция современного языкового
образования. Предварительное решение этих проблем дано в главах VIII,
IX и XIII. Рассуждения о проблемах преподавания языка прерываются
воплем сочуствия единоверным и единокровным сербам, терзаемым
современным адским оружием "демократического гуманного" Запада (глава
XII). При этом пришлось ещё раз напомнить заветы Кирилла и Мефодия
(глава XI). Это они, учителя славянские, создали для всех славянских
народов язык церковнославянский - меч и защиту славян от вражеских
попыток разъединения и порабощения наших народов, как знамение борьбы
за единство, за единомыслие в лоне веры Православной, за независимость
от иноземных и иноверных поработителей. Многочисленны различные попытки
отнять у нас язык церковнославянский, посеять рознь между слаянами:
(меч крестоносцев и "уния"; полем битвы была и школа; посевы семян
розни между единокровными братьями, братоубийственные войны.)
|