Из книги "Загадки Российской цивилизации. Сакральная история, география, этнография".
Происхождение названия Камы теряется в тех же невообразимых глубинах общечеловеческой истории, когда народы и их языки были едины. Кама - в ряде финно-угорских языков означает "река". С тем же самым смыслом, но в несколько иной вокализации - кемь, известен целый ряд гидронимов и топонимов на территории Евразии. Например, река с названием Кемь есть в Карелии и Восточной Сибири. В заповедное Белоозеро на Вологодчине впадает река Кема. Но с точно таким же "речным" смыслом данная корневая основа употребляется у китайцев и монголов. Тувинцы и хакасы также именуют Енисей - Кемь. На Алтае Ак-Кем ("Белая вода") - приток Катуни, а в окрестностях священной горы Белухи - целый комплекс с аналогичным названием: два озера, тающий ледник, перевал…
Сходные гидронимы встречаются в Средней Азии и Европе. При этом лингвисты утверждают, что корень "кемь" имеет индоевропейское происхождение. В этом случае название уральской Камы не просто случайно совпадает с именем древнеиндийского бога любви Камы (по имени которого назван трактат "Камасутра"), но и наверняка имеет общий источник происхождения. Нельзя не вспомнить и о Камчатке…
Двигаясь мысленно по следам древних индоевропейцев в Европу, мы и здесь обнаруживаем сходные топонимы: Кембридж ("Город на реке", а река сия именуется Кем) - в Англии; Кемпер (от старобретонского названия, означающего "Слияние рек") - во Франции; Кемери - древнее поселение (а ныне известный курорт) на месте целебного источника в Латвии. Не случайно, видимо, и одно из самоназваний древних египтян - кеми,- связанное с разливом Нила. Но и это еще не все. Известно, что в старину шаман на Руси назывался кам. Заимствовано слово было у половцев, исповедавших шаманизм. Отсюда и дожившее до наших дней слово камлание - обрядовое действо шамана. Возможно, и древнеарийский бог любви Кама был когда-то шаманом?
Имя реки Оки более древнего происхождения, чем русский язык, даже в своей древней форме. В праславянском (т.е. в общем для всех славянских народов) языке слово "око" в смысле "глаз" звучало точно так же как и сегодня (аналогичная корневая основа в слове "окно"). Но первооткрывателями и первоназывателями реки Оки могли стать народы, говорившие на совершенно других языках и жившие на территории окского бассейна до заселения его славянами (т.е. до I тысячелетия до р.Х.).
Например, с запада, вплотную к окскому региону примыкали литовские земли. В литовском языке слово akis означает то же самое, что и в русском -"око, глаз". У другого балтийского народа - латышей - aka значит "колодец". В русских говорах также встречается слово в таком же значении: в архангельском диалекте зафиксировано понятие "околом" в смысле "маленькое озеро". С севера окские земли соседствовали с территориями, населенными финно-угорскими племенами. Здесь akka значит "бабка, старуха". Аналогично по-саамски аккъ - "бабушка", но у финноязычных саамов(лопарей) есть еще одна корневая основа, подходящая на роль лексической крестной матери Оки: йока - "река"(по-фински "река" - joki).
Но на ту же роль вполне могут претендовать и другие народы. Например ,сходным образом звучит слово "река" у ряда сибирских народов, говорящих натунгусо-манчжурьских языках: у эвенов (ламутов) - оккат, у эвенов - оката.Русские первопроходцы и первопоселенцы переиначили эвенкийскую окату в более понятную им Охоту, по русифицированному имени которой назвали затем и Охотский острог, и Охотское море. Поэтому в общем-то совсем не удивительно, что на территории России известно по меньшей мере пять рек с одним и тем же именем Ока. Помимо наиболее известного на сегодняшний день притока Волги есть еще реки с точно таким же названием: на Псковщине - впадает в реку Кунью, приток Ловати; в Пермской области и Башкирии - впадает в реку Ай- приток Уфы; в Иркутской области - левый приток Ангары; наконец, есть еще одна Ока, впадающая в Белое море.
Вообще же название Днепра гораздо древнее, чем вся эллинская история. Ибо в древности его имя звучало как Данапр, и в нем недвусмысленно слышится общеиндоевропейский и даже доиндоевропейский корень дан (дон, дун),означающий "воду".
Автохтонное название великой русской реки Дон, подобно некоторым другим, как уже говорилось, восходит к доиндоевропейскому корню дан (дон, дун), означающему "воду". Данная корневая морфема входит в название других русских рек - Днепр, Донец, Д(а)нестр, Дунай, Родан, Эридан и др. Сказанное, кстати, всецело относится и к древнеязыческому женскому имени Дуня (она же Доня), до недавнего времени одному из самых распространенных на Руси, которое после принятия христианства было искуственно привязано к заимствованному Евдокия, что в переводе с греческого означает "благоволение".
Название реки Кара и Карского моря обычно производят от ненецкого слова хара - "извилистая", другие же от слова хоре ("торосистый лед"). Но есть и другие гипотезы, увязывающие корневую основу с древним ностратическим языком, бывшим в древности общим для большинства современных народов Северной Евразии. Например, Александр Асов - известный исследователь российских древностей - этимологически сопрягает с названием Карского моря имя древнеславянского солнцебога Хорса.
Действительно, данный топоним очень древнего и, несомненно, доарийского происхождения, так как лексема "хор" является общей не только для доиндоевропейских, но и для семито-хамитских языков, а русский хорс родственен древнеегипетскому Хору (Гору).
Того же корня и современные русские слова "хорошо", "хоромы" и производного от них слово "храм", далее - "хоробрый" ("храбрый"), "хоровод", "хоругвь", "хорон(иться)", "хорохор(иться)" и др.
В честь солнцебога Хорса наименован древнерусский крымский город - Хорсунь (Корсунь). Греки называли его Херсонес, отталкиваясь, по-видимому, от исконно-русского наименования, хотя корень "херс" общеиндоевропейского происхождения (к нему восходит имя бога Гермеса - Hermes). Более того, он уходит в глубь доиндоевропейского прошлого и обнаруживается в семитских языках. Так, библейская гора в Египте, близ которой Моисей пас овец и где ему впервые в пылающем терновом кусте явился Бог, -именуется Хорив (Исх. 3.1 и посл.) - по названию нагорья в Синае, а, по мнению некоторых богословов-комментаторов, вообще синонима горы Синай. (си. Толковую Библию, т.1). Общеизвестно, однако, из Несторовой летописи, что имя одного из трех братьев - легендарных основателей Киева - тоже было Хорив. Удивительное это совпадение свидетельствует прежде всего о том, что в основе созвучия древнерусских и древнееврейских слов лежит один и тот же доиндоевропейский и досемитический корень "хор", восходящий к общему праязыку, где он охватывал совокупность понятий, относящихся к солнцу, свету и благу ("хорошо!").
К этому же этимологическому гнезду относятся слова с корнем "хар" ( с учетом чередования гласных "а" и "о"). Вспомним Харит -благодетельных древнегреческих богинь милости и добра, дочерей солнцебога Гелиоса (вот он, искомый солнечный смысл). Того же значения устаревшее русское слово "харный", "гарный" (ср.: украинское "гарний"), означающее "хороший", "красивый". Строго говоря, по своему происхождению слова "хороший" и "харный" однокоренные. Отсюда же слова "ухать" и "харя" с диаметрально противоположными смыслами (последнее первоначально не имело ругательного смысла и означало "маску", "личину"). К этому же этимологическому гнезду, возможно, относятся слова "харчи", "характер". А также название города Харьков, причем вполне допустимо, что вторая его часть в украинском произнесении Харь-кiв образована, как и название Киева, от имени древнерусского князя - Кия.
Классический обрядовый танец - хоровод (у болгар он называется "хоро", у румын -"хора") имитирует солнечный круг и в старину несомненно был связан с поклонением солнцу. Но точно такой же архаичный танец у евреев именуется на иврите "хора". Между прочим, традиционный круговой обход вокруг буддийской ступы также именуется "хора". Что касается происхождения имени Хорс и соответствующей лексической основы, то их нетрудно установить путем сопоставления с соответствующими санскритскими словами. Аналогичный корень фигурирует в новоперсидских словах, означающих "сияющее солнце" и "петух". Персидское обозначение обожествленного сияющего солнца - Xurset. По сообщению Плиния, скифы персов именовали хорсарами (Chorsaros). Отсюда же и ираноязычные названия Хоросан, Хорог, Хорезм.
Данный топонимический ряд может быть продолжен и в других пространственно-временных измерениях: достаточно вспомнить название столицы древнего тангутского государства - Хара-Хото, разрушенной дотла Чингисханом, или манчжуро-китайский город Харбин. Одна из коренных народностей Тибета также именуется - хоро.Так что одними индоевропейскими корнями здесь отделаться трудно. Налицо общемировые параллели. Вот еще некоторые из них. У многих северных народов олень-самец зовется "хор", в свою очередь в северной мифологии олень нередко символизирует солнце. Верховное небесное божество манголо-манчжуро-тибетско-бурятско-алтайско-тувинского пантеона - известно под именем Хормуста-тенгри. Само имя Хормуста - исключительно монгольской вокализации. В других языках оно звучит по-разному: Хурмас, Хюрмас (Тюрмас,Хирмус, Хирмас, Хермус) (бурят.), Курбусту (тувин.), Курбустан (алтайск.), Хормусда (манчжур.), Хурмазта (согдийс.).
Тем не менее вряд ли в эту этимологическую цепочку можно вставить еще и Карское море. Происхождение наименования этого действительно русского моря, как уже сказано, более чем просто: от названия впадающего в него реки Кары. А вот тут-то и впрямь есть над чем поразмыслить. Лексема "кара" наверняка тоже доиндоевропейского происхождения. В русском языке данная корневая основа входит в слова "карать - кара", "карга" и др. В свою очередь зловещее понятие "кара" созвучно фонетически и близко по смыслу древнеиндийской кар[м]е - неотвратимой судьбе, року. Можно вспомнить и Карну из "Слова о полку Игореве". Но индоевропейское слово "кара" сопряжено по своей вокализации и с тюркским словом "кара" - "черный", входящим в качестве составной части во множество названий: каракурт, каракалпаки, Кара-Кумы, Карадаг, Караганда и др.
Этимологии топонимисты в основном сходятся на одной и той же мысли: гидроним Волга так или иначе связан со славянским словом "влага", которое в древнерусском языке и в некоторых диалектах звучало как "волога"(отсюда, кстати, и имя реки Вологды и старинного города на ней). Весь вопрос втом, сколь далеко в глубины прошлого общеиндоевропейского языкового единства уходят корни данного лексического субстрата. Подсказку содержит все тот же хрестоматийный 108-й гимн из 10-й мандалы Ригведы. Здесь рассказывается о древнем народе пани. Оказывается, предводителя панского народа величают Вала! Такое имя нам знакомо уже из Библии: Ваал - в такой грецизированной форме предстает здесь (и проклинается) верховное древнесемитское языческое божество, чье настоящее имя было Баал. Имя древнеарийского Вала идоиндоевропейского Ваала сохранилось во многих современных географических названиях: Валаам, Валдай и др. Особенно показателен второй топоним, образованный путем соединения двух архаичных корней "вал" +"дай" (по типу "Дай, Бог" или Дажбог"). Думается, читателю не надо напоминать, что Волга берет свое начало на Валдае.
Обожествленная ипостась ведийского Вала обнаруживается сплошь и рядом. Во-первых, от древнеарийского теонима произошло имя чисто русского скотьего бога Велеса(поэтому неудивительно такое пристрастие ведийского Вала к похищению коров).Во-вторых, корни данного божества уходят в глубины доарийской этнокультурной и лингвистической общности: имя Вала (Ваал, Баал) вполне сопрягается с именем другого славянского божества - Бела, или Белбога. В-третьих, архаичный корень "вал" получил широкое распространение и в других мифологических именах: например, у скандинавов известен Вали, ребенок-мститель, сын верховного бога Одина; тот же корень присутствует и в широко известных названиях "валькирии" и "валгала".
Что же касается демонизации ведийского Ваала, то в христианско-иудаистской традиции он в конце-концов и семантически и фонетически превратился в пресловутого Вельзевула (Велезевула) - "князя бесов".
Господствующая долгое время в российской исторической науке точка зрения относила возникновение казачества к XVI веку. Согласно такому подходу, "казаками"называлисебя беглые крестьяне, которые скрывались на Дону от царя и своих бывших хозяев. Сейчас же, когда произошла "переоценка ценностей ", начинает утверждаться более взвешенное воззрение, и казачество определяется как народность, которая образовалась в начале новой эры в результате генетических связей между туранскими племенами скифского народа (ка-сака) и приазовских славян метео-кайсаров - с некоторой примесью аланов. Имя казаков в разные времена и у разных авторов варьировалось: их называли коссахи, касакос, касаги,касоги, казяги и т. д. В переводе со скифского "коссахи" значит"белые Сахи" или "белые олени" (название скифского племени). По-видимому, именно поэтому у казаков в старинном гербе - белый олень, раненный стрелой. По некоторым данным, в X веке было образовано даже государство казаков Томаторкань (более известное нам как Тьмутаракань), котороепростиралось от Дона и Кубани до территории нынешней Курской области.
Недавно низовья Дона заинтересовали знаменитого норвежского путешественника Тура Хейердала. Согласно географической и исторической энциклопедии "Круг земной", составленной в XIII веке исландцем Снорри Стурлусоном, владsка скандинавского пантеона Один проживал со своим народом на территории юга Росии в городе богов Асгард, первый слог которого совпадает сназванием Азова и (Азовского моря), если этот топоним (и гидроним) читатькак Асов. Где-то около Дона находилось и древнее святилище скандинавов, которое они называли Ас-Хоф("хоф" - древненорвежское слово, означающее храм или священное место). Именно Ас-Хоф Тур Хейердал считал тождественным названию Азов.
В"Саге об Инглингах", входящей в "Круг земной", говорится о земле асов, расположенной в низовьях Танаиса, так в древности называли реку Дон. Предводителем асов в древние времена был некий Один. Войны асов с племенами соседних народов проходили с переменным успехом. В конце концов асы, ослабленные долгими войнами вынуждены были отступить на Север.
Согласно норвежским сагам, в низовьях Дона располагалась так называемая Великая Швеция, или Готхайм - Земля Богов. По историко-археологическим данным, здесь проживала группа племен под общим названием сарматы, или аланы. Общепризнанно, что самоназвание аланов - асы. К востоку от Дона действительно жил народ асов… В свете изысканий Тура Хейердала кажется замечательным одно совпадение: "асы" на языке сарматов - боги, то есть богом избранный народ. А древнее население Северной Германии и Скандинавии называло себя "готы", что на их языке означало то же самое.
Имя Ильмень довольно сложно для интерпретации. Среди этимологов…предпочтение отдается самым сложным и неправдоподобным вариантам с обязательным поиском каких-нибудь иноземных корней. Самое простое объяснение, например, происхождение названия озера от обыкновенного русского слова "ил" (в смысле "придонный осадок") начисто и дружно отметается. Курьезным или случайным совпадением объявляются и повсеместно распространенные сходные топонимические и гидронимические имена: скажем, Ильменские горы на Южном Урале и находящееся там же озеро, точную кальку новгородского "собрата" - Ильмень.В Европе, в бассейне Эльбы (славянской Лабы) есть речка под названием Ильм и точно такое же название у одного из притоков верхнего Дуная.
Вопреки приведенным фактам современные этимологи отдают предпочтение финской версии происхождения названия озера Ильмень. Действительно, финское слово ilm означает "воздух" (отсюда праматерь Ильматар, из бессмертной "Калевалы", являющаяся божеством воздуха и одновременно воды; и один из главных героев карело-финского эпоса - Ильмаринен).
…В старорусском произношении озера - Ильмерь (в такой вокализации оно представлено, к примеру, в Лаврентьевской летописи) явственно проступают две архаичных корневых основы - "илм" + "мер".
…По большому счету лексема "илм" уходит в такие стародавние времена, что невольно начинает кружиться голова. В редуцированном виде корневая основа"ил" (il) и доныне сохранилась в словарном запасе обособившихся друг от друга языков. Мы находим ее в составе многих теонимов(божественных имен). И не тольк в "Калевале". Из Библии хорошо известно имя пророка Илии, означающее "мой Бог" и восходящее к другим именам древних семитских богов: угаритский Илу (так звали и древнейеменского верховного бога), финикийский Крон - Эл и др. По-аккадски, например, в "Эпосе о Гильгамеше" ilu также означает "бог".
Данный корень фигурирует и в индоевропейской мифологии: Ила - ведийская богиня жертвенного возлияния и молитвы, Иллуянка - хеттский дракон, победивший бога грозы, и др. Наконец, нельзя не заметить, что и исконном названии легендарной Трои - Илион -присутствует все тот же корень "ил". В это же мифологическое гнездо древних богов и героев входит и русский Илья
Муромец. Однако, вопреки сложившемуся и укоренившемуся мнению, имя его вовсе не представляет собой заимствования из Ветхого Завета. Макс Фасмер совершенно прав: поддерживая мнение других этимологов, он выводит русского Илью не из древнееврейского Илии (что переводится как "мой Бог"), а из имени эллинского солнцебога Гелиоса, имеющего общеязыковые корни и восходящего к архаичной протооснове "ил - эл". Вполне вероятно, что первоначально русский герой (или бог), имя которого впоследствии стало звучать как Илья, имел прямое отношение к солнечно-небесному культу. Исходя из всего вышесказанного, новгородское озеро Ильмень вполне могло первоначально означать "Небесное (Солнечное) море".
Нельзя пройти и мимо второй составной части этого имени. Вне всяких сомнений, она связана с одним из архаичных лексических элементов древнейшего праязыка - mr, образующих сакральное название вселенской горы Меру - космологического и этносоциального символа индоевропейских и других народов Земли. Корневая протооснова mr дает настоящую цепную реакцию взаимосвязанных между собой лексем и значений в различных языках мира. От него образовано и однозвучное русское слово "мир", означающее одновременно и вселенную, и род людской, и согласие, и справедливость - "меру", и конец жизни"[с]мерть", "мор". От той же корневой основы в конечном счете образованы и такие русские слова, как "море" (о чем далее), "меркнуть", "мерцать" и др.
Символ полярной отчизны - золотая гора Меру, по древнеарийским и доарийским представлениям возвышалась на Северном полюсе, окруженная семью небесами, где пребывали небожители и царил Золотой век (отсюда, кстати, русская поговорка:"На седьмом небе" - синоним высшего блаженства). Гора Меру считалась центральной точкой бесконечного космоса, вокруг нее как мировой оси вращались созвездия обеих Медведиц, Солнце, Луна, планеты и сонмы звезд.
Согласно буддийской философской и космологической концепции, существует бесчисленное множество миров, похожих на землю и окружающие ее планеты. Каждый такой мир напоминает плоский диск с размещенными на нем материками и наполненный водой. В центре каждого такого плоскостного океана находится своя гора (Су)-Меру. В классическом санскрите и предшествовавшем ему древнеиндийском языке название горы также произносится двояко - и Меру, и Сумеру (sumeru означает "наилучший", "высочайший","красивый"). Это древнеарийское слово легко сопрягается с этнонимом сумеру - так первоначально звучало название древнего народа, более известного в русской вокализации как шумеры, которые основали в Месопотамии одно из первых на земле государств - Шумер. (Поразительно, но факт: в шумерском языке слово "любимая" звучит так же, как и в русском - "люба").
…Смысловое и лексическое гнездо, связанное с архаичной корневой основой mr, воистину неисчерпаемо. Сюда входит, к примеру, понятие "смерть", в первобытном мировоззрении неотделимое от представления о мраке (ночи). Это отразилось в древнерусских однокоренных словах: "мор"("смерть") и "морок" ("мрак", "ночь").Слово "морока", имеющее в наше время лишь один смысл - "затяжное, хлопотное дело, канитель", еще в XIX веке сохраняло первозданное значение "мрак"(см.: Словарь Владимира Даля). В подобном же обличие соответствующая лексическая основа предстает и в других языках индоевропейской группы: от санскритского m-ara - "смерть", а также "убивающий","уничтожающий" - до французского "кошмар".
В славянской мифологии смерть была воплощена в образах богини Морены (Марены, Мараны) и множестве злокозненных духов, порожденных ночью под общим именем "мары" (или "моры" - один из них всем известная русская кикимора).Интересно, что в мундодравидской мифологии, то есть у автохтонного населения Индостана, еще до вторжения туда индоарийских племен существовал культ кровожадной богини с похожим именем - Мараи, которой приносились человеческие жертвы (в основном дети). Культ этот дожил до XX века.
В буддийской мифологии чрезвычайно популярен Мара - божество, персонифицирующее зло и все, что приводит к смерти живые существа. У Мары древнейшая(добудистская) родословная, восходящая к общечеловеческой пракультуре. Об этом свидетельствует хотя бы то, что в тибетском языке (древнем и современном) слово morana означает тоже самое, что и в русском языке: Морана (Морена) = "смерть". (И в санскрите есть точно такое же слово - marana- "смерть".) Разумеется, ни о каком прямом заимствовании (русского слова из тибетского языка или наоборот) не может быть и речи. Здесь "заимствование" иного рода - заимствование слова с одним и тем же звучанием и одним и тем же смыслом из общего языкового источника - праязыка. В современных языках древние протолексемы продолжают жить полнокровной, вполне самостоятельной жизнью. На протяжении многих тысячелетий, нередко в фонетически и морфологически измененном виде они медленно дрейфовали внутри языков, отпочковывавшихся от первичного праязыка, обретая все новые и новые смыслы.
Неисчерпаемое многообразие смысловых значений и их оттенков, заключенных в древнейшей корневой основе mr, в данном плане особенно показательно. В русском языке, помимо многозначных названий "мир" и "мера", восходящих к своей смысловой праматери - горе Меру, -есть немало и других слов, содержащих корень mr. Прежде всего, это лексическое гнездо, связанное со словом "море". В различных языках корневая основа mr соединена с разными гласными звуками. Так, латинская вокабула mare
("море") несомненно взаимосвязана с многозначной лексемой mar в санскрите. А немецкое meer - "море" по своей вокализации практически совпадает с названием самой горы Меру. В русском фольклоре "морской аспект "общеиндоевропейского и доарийского мировоззрения закодирован заговорах про Море-Окиян. Так что незачем обращаться к финскому языку за тем, чтобы отыскать в нем русский корень "мер", входящий в состав названия Илмерь (Ильмень).
Между прочим, известно и исконно русское слово "ильмень". Дабы убедиться в этом, достаточно заглянуть во второй том Словаря Владимира Даля. В южнорусских говорах (например, в астраханском) "ильмень" означает "озеро"(правда, не всякое, а образующееся после разлива рек или, напротив, в результате пересыхания русла; сюда же относятся и большие ямы, заполненные дождевой или талой водой). На юге России (заметьте, на юге, а не на севере и не на северо-западе) были распространены (по крайней мере, во времена Даля) и прилагательные: "ильменный", "ильменистый"…
Имена некоторых российских озер уходят в такую седую древность, когда был единый праязык или, по крайней мере, какие-то вычленившиеся массивы, ставшие в дальнейшем основой для будущих крупных языковых семей.
Ладожское озеро- лучший тому пример. В его названии слышатся в первую очередь имена древних божеств - Лада (упорядочивающего космос и человеческие отношения) и Лады(богини любви и семейного благополучия). Впрочем, известно и древнее финское имя Ладоги - Нево (от финского neva - "болото, топь, трясина"; отсюда же и название реки Невы).
По летописным преданиям, еще в I веке н.э. остров Валаам на Ладожском озере с материкового берега благословил апостол Андрей Первозванный, добравшийся до сих мест в своих провидческих скитаниях по Руси. Впоследствии здесь возник всемирно известный монастырь. Но еще задолго до принятия христианства на Валааме процветал языческий культ древнеславянского бога Велеса, по имени которого, по мнению многих топонимистов и этимологов, и был прозван остров (сегодня известны остатки по крайней мере трех языческих капищ).
Однако в названии острова не менее явственно слышится имя и более древнего бога, известного из Библии как Ваал. Так в грецизированном переиначивании звучит имя древнесемитского Баала (Балу). Но было бы наивно полагать, что на берега Ладоги имя сие попало с Ближнего Востока. Скорее наоборот: при миграции гипербореев с Севера на Юг отдельные слова тогда еще нерасчлененного языка закреплялись по всему пути их перемещения. По той же причине этимологически и семантически родственен древнесемитскому Баалу и древнерусский Белбог (так же как, собственно, и слово "белый"). Несомненные отголоски имени древнего божества слышатся и в названии Балтики - региона в целом и Балтийского моря в частности.
Как и Ладожское, Онежское озеро повсюду дышит седой древностью. В стародавние времена, а также в народном обиходе озеро звалось кратко и звучно -Онего….
Лингвисты не в состоянии дать никакого вразумительного объяснения, откуда взялось название Онего. Даже столь почитаемая этимологами концепция "заимствования" недает никакой вразумительной подсказки. Сколько не вороши финно-угорские языки -ничего правдоподобного не вырисовывается. А может, и не стоит вовсе беспокоить соседей? Может, ключ содержится в древнем праязыке или даже в славянской лексике? Например, корневая основа гидронима Онего созвучна со старорусским указательным словом "оне" (мн. ч.), означающим "те" (отсюда произошли и личныеме стоимения 3-го лица "он" и "они"). В русских народных говорах Карелии и сегодня фиксируется слово "онетый", "онетот" ("вон тот"? - прим. hgsa), указывающее на близкорасположенный предмет или объект. В диалектных словарях нетрудно отыскать и другие созвучные слова, но уже с другим смыслом: например, в Смоленской области зафиксировано слово "оней", означающее "бедняк", "голь".
Поддается приемлемому истолкованию и вторая часть гидронима Онего -"го". Данный корень составляет основу многих архаичных русских понятий, к примеру, "год". Его лексическая основа восходит к санскритскому многозначному слову go, в первую очередь служащему для обозначения понятий "бык" и "корова"(это значение сохранилось в современном русском слове "говядина", образованного от устаревшего ныне "говядо", означавшего всякую крупную рогатую скотину -быка, вола, корову; отсюда же и ненормативное слово "говно"). Но санскритское go означает также "звезды", и "лучи света" (и кроме того, "речь" - откуда русское ""говорить"), что несомненно раскрывает его космические корни и делает понятным астрально-циклическое происхождение самого слова "год". Таким образом, семантика имени Онего может быть и вполне индоевропейской: скажем, "тот год" или "тот скот". С учетом факта миграции индоариев (не позже III тысячелетия дон. э.) с Севера на Юг в оставленных ими топонимических и гидронимических следах нет ничего невероятного.
Название реки Колы, давшей впоследствии имя всему Кольскому
полуострову, однозначно связано с именем солнечного божества Коло и, следовательно, несет на себе архаичные следы языческого культа Солнца. Коло -древнейшее индоевропейское и доиндоевропейское (яфетическое) название Солнца(одновременно Кол - одно из названий полярной звезды. Мы уже говорили, что есть две реки с одинаковым названием и корнем - Колва: в Пермской области - приток Вишеры и в Ненецком национальном округе - приток Усы, а в Баренцевом море -остров Колгуев, и т.д. И так - вплоть до Колымы. Но не только Север сохранил следы древнейшей истории и предыстории. В Верхневолжье известен город Кологрив, в Подмосковье - Коломна, а на Бородинском поле протекает речка Колоча, на ее берегу был построен Колоцкий монастырь. Современный немецкий город Кельн в древности прозывался - Колин: здесь повсюду жили балтийские славяне, позже уничтоженные в ходе германской экспансии - Drang nach Osten ("натиска на Восток").
Корневая основа "кол" типична для языков самых различных языковых семей. Его первоначальный смысл - "круг", что связано прежде всего с Солнечным "кругом". Можно вспомнить "коло" - хороводный танец на Балканах. Казацкий круг (рада) у запорожцев также именовался коло. В этот же ряд следует поместить сакральные и, несомненно древнейшие понятия "колдун", "колядовать", "колдовство". Значение округлости, как отличительного качества колеса наложило отпечаток и на другие русские слова: "кольцо", "кольчуга", "колесница", "колымага", "колодец", "колыбель","калач", "колыбель", "колган" (примитивная посуда, "колоброд", "около" и др.
В европейских музеях можно увидеть женские подвесные украшения, именовавшиеся у русских колты (ср.: также иноязычное "колье", кольцеобразное значение которого доказывает, что корневая основа "кол" имеет древнее индоевропейское происхождение). Индоевропейские племена кельтов (их потомками являются современные шотландцы, ирландцы и валийцы), которые в древности были расселены от Верхней Волги до Балкан и Атлантики, у славян прозывались колотами.
Слова с корнем "кол" встречаются во многих финно-угорских языках. Любопытно, что и название родины Ломоносова - Холмогоры (древнерусское Колмлгоры) происходит от древнечудского наименования данной местности Кольм - оно созвучно исконно русскому слову "холм", но генетически восходит к той общей доиндоевропейской лингвистической основе, которая связана с постоянно рождающимся и умирающим светилом Солнце-Коло (отсюда, кстати, и финская kalma - "смерть", "могила", и имя древнеиндийской богини смерти - Кали). Все это явственно свидетельствует о былой этно-лингвистической общности различных народов мира, казалось бы, таких непохожих теперь друг на друга.
Но и это еще не все. Индейцы-ацтеки (называвшие себя также мешики)считали себя этническими приемниками племени колуа (colua) (так их называл в своих посланиях испанскому королю великий завоеватель Эрнан Кортес) - прямого наследника древних тольтеков. В боливийских Андах, к югу от священного озера Титикака, на высоте четырех тысяч метров расположен знаменитый храмовый комплекс Тиануако, посвященный богу Солнца. Он открывается циклопическими, вытесанными из одного монолита Вратами Солнца с барельефом дневного светила. Уже инки - тоже солнцепоклонники - задолго до вторжения на их территорию испанских конкистадоров не знали, кем был построен поднебесный солнечный город. Не помнят этого, естественно, и индейские аборигены, ен имевшие письменности. Но поражает другое: индейцы аймара - исконные обитатели Андской областии молчаливые стражи Вечного города Солнца (им современный мир обязан культурой картофеля) - имеют еще одно, более древнее, название - колья. А их обширная страна, охватывающая ныне территорию Боливии, Северного Чили и части Аргентины, именовалась в старину Кольяо, со столицей Хатунколья. Наличие во всех трех словах архаичного корны "кол" свидетельствует о былом этнолингвистическом и культурно-мифилогическом единстве всех народов земли.
Имя северной российской реки Тулома сопрягается с автохтонным самоназванием арктического материка Туле (Гипербореи) - древней северной прародины человечества Гипербореи, где царил Золотой век. Она погибла в результате глобального катаклизма и погрузилась в пучину Ледовитого океана. Уцелевшие остатки прапредков современных народов из-за наступившего похолодания вынуждены были постепенно мигрировать с севера на юг. Гиперборея… - понятие искусственное: так эллины прозывали крайний север ("[край] за северным ветром-Бореем"). Страбон в своей "Географии" называет собственное имя древней страны - Туле или Тула.
Нередко пишут Фула. Откуда такое разночтение? В греческом языке топоним-символ таинственного и недосягаемого Севера пишется через "тету" и воспроизводится в разных языках по-разному - и как Туле (Тула), и как Фуле (Фула). В русскомязыке принята одновременно и та и другая вокализация. Например, название знаменитой баллады Гете, написанной им еще в 25-летнем возрасте и включенной впоследствии в 1-ю часть "Фауста", переводится нынче исключительно как "Фульский король". В немецком же оригинале четко значится "т": "Es war ein Konig in Thule…" (дословный перевод: "[Жил]-был [один]король в Туле"). В "Фаусте" эту балладу напевает беззаботная Маргарита, еще не ведающая о своей трагической судьбе. Между тем, практически во всех переводах "Фауста" на русский язык (а их насчитывается до десяти), включая классические переводы В. Брюсова, Н. Холодковского и Б. Пастернака Thule передается как Фуле. Лишь Афанасий Фет поставил в точном соответствии с оригиналом Туле (через "фиту"), но его перевод не переиздавался с конца XIX века. Одно из названий прародины человечества - Ultima Thule ("самый далекий Туле", иногда переводят "крайний Туле"): с таким эпитетом утвердилось имя древней северной земли в мировой истории, географии и поэзии. Устойчивое латинское словосочетание, превратившееся в крылатое выражение, введено в оборот Вергилием в "Георгиках" (I, 30).
Известны, однако, и другие Тулы: Тула - столица древней центральноамериканской империи индейцев-тольтеков Толан (Тулан) и Тула - город русских мастеров. Конечно, российская Тула вряд ли имеет прямое отношение (по принадлежности) к древнему материку Туле. Однако налицо самоочевидное свидетельство: прапредки русского (так же, как и саамского) народа вполне могли знать о существовании легендарной страны, название которой означало нечто скрытое и заветное - оно-тои дало наименование тому месту, где впоследствии возник город Тула (дословно -"потаенное место"). Именно такой смысл имеет, согласно словарю Владимира Даля, понятие "тула". Это - "скрытое, недоступное место" - "затулье", "притулье"("тулить" - укрывать, скрывать, прятать и т.п.). В санскрите лексема tula имеет иной смысл: "весы", "чаша весов", "вес", "равновесие", "равенство", "сходство". Русская Тула - действительно сакрально-потаенный центр, что связано с его географическим расположением, геологическими и геофизическими особенностями, ферроэнергетикой железно-рудных месторождений. В стародавние времена они, как магнитом, притягивали сюда людей, быстро становившихся благодаря уникальному биосферному и ноосферному влиянию рудознатцами, плавильщиками железа, кузнецами, мастерами и хитроумными умельцами, слава о коих шла по всей Руси.
Есть и другие русские слова с архаичным корнем "тул": "туловище" - телобез учета головы, рук и ног; "туло" - колчан в виде трубки, где хранятся стрелы(отсюда - "втулка" abnehmen kapseln ). Производными от той же корневой основы в русском языке являются слова: "тло" - основание, дно (в современном языке сохранилось устойчивое словосочетание "дотла"), "тыл" - затылок и вообще - задняя часть чего-либо, "тлеть" - гнить или чуть заметно гореть и т.д. Тем самым имя города Тула имеет богатейшее смысловое содержание. Интересно, что …топонимы и гидронимы с корнем "тул" вообще имеют чрезвычайное распространение. Небольшая река с тем же названием есть в западной Сибири: Тула- приток Оби; города Туль, Тулон и Тулуза - во Франции, Тулча - в Румынии, Тульчин - на Украине, Тулымский камень (хребет) - на Северном Урале, река Тулома -в Мурманской области, озеро Тулос - в Карелии. И так далее - вплоть до самоназвания одного из дравидских народов в Индии - тулу.
Мужское имя Лука наводит на новые размышления. Мужские имена Лука, Лукьян и женское Лукерья в недавнем прошлом были очень распространены на Руси (менее популярны имена западного происхождения, имеющие ту же корневую основу, - Люциан, Люций).Происходят они все в конечном счете от хорошо известного современному человек улатинского слова lux,означающего "свет" (хотя в российский обиход они пришли из греческого языка и православных святцев). …Лука - вне всякого сомнения, позднейшая калька некоего древнего имени со светоносным значением. Это мог быть, к примеру, и Люцифер, и Святогор.
Имя Люцифер (дословно "носитель света") лишь в иудаистическо-славянской традиции приобрело негативный смысл, сближающий светоносного ангела, антагониста Бога Иеговы, с дьяволом и сатаной. В действительности, образ Люцифера более многогранен и архаичен. Он восходит к доветхозаветным знаниям об одном из главных светил на небосклоне - Утренней звезде (по-русски - Денница, по-научному - Венера). Представление о Люцифере, как низвергнутом сопернике Бога (первоначально не уступавшему ему по могуществу и занимавшем в политеистическом миросозерцании равное, если не главное, место среди сонма светоносных божеств) повлияло на развитие мировой культуры: достаточно вспомнить мистерию Байрона "Каин", где Люцифер предстает отнюдь не как отрицательный персонаж.
В Уральских горах берут начало и европейские, и сибирские реки, например, могучая северная река Печора, собственно к Уралу отношения не имеющая. Река Урал, естественно, тоже родом с Уральских гор. До XVIII века ни такого гидронима, ни такого топонима на карте России не было: Уральские горы прозывались Каменным Поясом (или просто Камнем), а река Урал - Яиком.
О великом Каменном Поясе - горном хребте, протянувшемся на тысячи километров, -знали очень давно. Греки называли его Рипейскими горами, хотя и имели весьма смутное представление о его местонахождении. Знали, что где-то на Севере, очень далеко, но конкретные сведения были давно утрачены, и сказать что-либо более определенное никто не мог. Впрочем, очевидцы, побывавшие в далеком северном регионе, все же имелись - о них речь впереди. Античные географы и писатели считали Рипейские горы своеобразным рубежом известного им мира. За ними начиналась Terra incognita - Неизвестная земля. Откуда появилось само название гор - никто не знает. Простодушные греки даже не подозревали, что в основе старинного названия лежит древнеарийский корень rip, встречающийся в священных гимнах Ригведы и означающий не что-нибудь, а именно "гору". Тем более не ведали эллины, что обские угры - остяки (ханты) - также называют горы сходным образом - реп
(ед. ч.). Это совпадение странным может казаться лишь сторонникам господствующих ныне в лингвистике представлений об изолированном происхождении и развитии языковых семей. Что касается разделяемого авторами настоящей книги теории языкового моногенеза (согласно которой все языки возникли из единого источника), то факт совпадения лексем, означающих "гору", в индоевропейских и финно-угорских языках является самим собой разумеющимся. (Кроме того, в санскрите есть слово riph,означающее "рокотать", а на Русском Севере есть реки Рип и Рипинка). (Возможно, и современное слово "риф" - "подводный камень" - имеет то же происхождение? -прим. hgsa).
Современным названием Уральский хребет обязан замечательному историку и неутомимому государственному деятелю Василию Никитичу Татищеву (1686 - 1750). Что касается реки Урал, то такое название она получила в наказание: Екатерина Великая повелела лишить ее прежнего имени за участие яицких казаков в восстании Емельяна Пугачева.
Понятно, что новое название никаким новым вовсе не было, и на карты оно попало неслучайно. В обиходе народов, населявших уральский регион, есть немало слов с похожим корнем. Например, у башкир популярен богатырь с таким именем и записан народный эпос "Урал-Батыр": в его заключительной песне рассказывается, что после смерти богатыря похоронили в горах, которые с тех пор и прозываются Уралом.
Автор русской топонимической новации - Татищев - считал, что слово Урал Тюркского происхождения, означающего "пояс", но, как выяснилось позже, это не так. Уфинно-угорских народов, испокон веков проживающих в урало-сибирском регионе, также есть похожие слова: например, ур-ала - "вершина горы" у мансийцев. А монголы обогатили евразийскую топонимику словом арал - "остров"(откуда, по мнению ряда ученых, названия и Аральского моря, и Урал-реки, и Уральского хребта). Наконец, в санскрите тоже можно отыскать слова, которые в эпоху Великого переселения индоевропейцев с Севера на Юг могли оставить отпечаток на гидронимике миграционных путей и преодолеваемых территорий: uras - "лучший", uru - "широкий". Кстати, на Русском Севере немало озер с таким же корнем, а река Ура встречается не только в Северном Прионежье и Пиненжском крае, но и в древней Индии.
В.М. Кандыба и П.М. Золин выводят целую группу топонимов и гидронимов из имени первобога Ура (ср. с эллинским Ураном-Небом).Отсюда происходят названия первой проторусской столицы - тоже Ура, и победный клич "ура", название самого народа - урусы (а также югры - "южных уров"), названия рек Урал, Амур и т.п.
Название реки - Лена - кажется русским-прерусским. Оно таково и есть. Весь вопрос в том, является ли имя великой реки искаженным (русифицированным)вариантом автохтонного наименования, данного каким-то из коренных сибирских народов, или же уходит своими корнями в невообразимо далекую индоевропейскую древность. В первом случае главными претендентами могли бы считаться эвенки, прозывавшие Лену Елюене. В такой вокализации имя реки прозвучало еще в20-е годы XVI века из донесений русских землепроходцев. Однако, тогда же были записаны и пересланы в Москву иные слухи - о большой реке к востоку от Енисея. Дескать, по сообщению местного "князьца" (то есть старейшины), "та река великая, а имени он той реке, как ее и по которому языку зовут, не знает; а ходят той рекою суда большие и колокола на них великие есть, <…> и из пушек с тех больших судов стреляют…"Совершенно невероятные факты, но, как говорится, не бывает дыма без огня.
Во втором (индоевропейском) случае в один ряд с Леной могли бы стать другие восточносибирские реки, такие, к примеру, как Индигирка (корень "инд") и Колыма(корень "кол"). Ничего удивительного и надуманного в подобном предположении нет: древняя Арктида-Гиперборея оставила свои топонимические и гидронимические следы повсюду в Евразии и Америке. И в таком случае не только русские приноравливались гидронимам автохтонных сибирских народов, но и сами эти народы, сравнительно недавно заселившие Крайний Север и Сибирь, могли приспособится к имени реки, названной так задолго до появления эвенкийского названия.
Название реки - Лена - сопряжено с популярным европейским именем Елена. Но само оно наидревнейшего происхождения. Елена Прекрасная - героиня не одних только древнегреческих легенд, но и русских сказок, куда, надо полагать, попала вовсе не потому, что русские сказители слышали о Гомере, а потому, что и у "Илиады", и у русского фольклора в данном плане был один общий источник, восходящий к гиперборейским временам. Дочь Леды и Зевса, явившегося в ней в образе Лебедя - носителя древнего индоевропейского тотема, виновница Троянской войны, вылупилась из яйца, снесенного матерью. Уже одно это свидетельствует о доэллинском происхождении образа Леды и ее детей: по древнейшим космогоническим представлениям считалось, что вселенная и все живое появилось из первичного Космического яйца. В имени Леды, тайной возлюбленной Зевса-Лебедя, закодировано северное происхождение и самой легенды иее образов. В основе имени Леды лежит корень "лед". Леда дословно означает "Ледяная" - далекий прообраз Снегурочки. Имя самой Елены, как и этноним "эллины", восходит к названию тотемного животного евразийских народов "олень"; первоначально оно звучало как "елень" и произошло от другого всем хорошо знакомого слова - "ель", "елка" ( в древнерусских текстах и вплоть до XIX века греки-эллины именовались "елины").
В прошлом, когда пламенная принадлежность, родственные связи и брачные союзы обозначались по тотемам, лебединая ипостась Зевса, в соответствии с реконструкцией первоначального смысла, не могла означать ничего другого, кроме принадлежности к тотему лебедя.
|